Секуляризации

В результате секуляризации возник «антихристианский фронт», к которому относится «религиозно-бессмысленное государство, безыдейное хозяйствование», «безбожная наука», «распоясавшаяся пошлость бездуховного искусства».12 В этих условиях «растет и ширится Миросозерцание, обходящееся без Богосозерцания». В своей публичной лекции «Кризис безбожия», прочитанной в Риге 11 октября 1935 г., он говорил о том, что душевный и умственный уклад современного человека определяется тем, что за последние века «человечество оскудело внутренним духовным опытом и применилось к внешнему чувственному опыту; сначала верхние, ученые слои утвердились на том, что самое достоверное, драгоценное знание идет к нам от внешних, материальных вещей, приходит к нам через зрение, слух, осязание, обоняние и через их физическую или механическую проверку измерением (вес и объем), подсчетом, количеством, формальным, логическим рассуждением… », что ведет к техническим переворотам. У человечества сегодня наблюдается «торжество рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического опыта над органическим, внешнего опыта над внутренним».13 Мыслители русского религиозного ренессанса рубежа XIX — XX вв. и позднее русского зарубежья впервые в новейшей истории поставили очень важный вопрос о месте веры, религии и церкви в век научно-технического прогресса, нарастающих демократических изменений и ускоренного освобождения от былых нравственных «табу». Иван Александрович Ильин в своей концепции обосновал необходимость и возможность преодоления кризиса бездуховности через развитие «христианской культуры». Со своими идеями он выступил в тот момент истории (1930-е годы), когда темпы секуляризации были столь ошеломляющими, что многим казалось: бесповоротно наступила «пострелигиозная эра» человечества. Неслучайно тема секуляризации с той поры на ряд десятилетий стала весьма популярной как среди атеистически мыслящих ученых, так и среди богословов. Постепенно на смену теории Ильина, написавшего «демонический портрет» этого явления, пришла более взвешенная позиция. В 1965 г. вышла монография американского профессора-богослова Харви Кокса «Секуляризованный город», ставшая настоящим бестселлером: она была переведена на 11 языков, а ее совокупный тираж составил более 1 млн экземпляров. Подводя итоги своего исследования, автор писал: секуляризация «не мессия. Но уж никак не антихрист. Скорее, в ней есть опасность освобождения». Она повышает уровень человеческой свободы и вместе с тем ответственности «с риском не выполнить задачу».17 Сейчас, в начале XXI столетия, мы наблюдаем повсеместное и непредвиденное возрождение традиционных культов: ислама, индуизма, синтоизма, иудаизма, христианства. Этот процесс (о котором так мечтал Ильин!) не в последнюю очередь является защитной реакцией массового сознания на повсеместную экспансию западного образа жизни и стандартов массовой культуры. Возрождающейся религии бессознательно отводится роль щита в борьбе за сохранение национально-культурной идентичности.

top