Концепция культурно-исторических циклов П. Муратова
В 1999 г. впервые в советской и постсоветской России был издан трехтомный труд П. П. Муратова «Образы Италии». Первые два тома были опубликованы им еще до первой мировой войны — в 1911-1912 гг., а третий был издан уже в эмиграции —1924 г. Павел Павлович Муратов (1881-1950) —писатель, историк, искусствовед, один из ярких представителей интеллигенции Серебряного века, по стечению исторических обстоятельств оказался практически неизвестным российскому читателю. В «Образах Италии» в своеобразном жанре путевых заметок и наблюдений рассказывается о ней — стране классического европейского искусства, ее истории и культуре и особой итальянской духовности. Но идейное наследие Муратова не исчерпывается рассмотрением этой благодатной темы. В середине 1920-х годов неожиданно для многих Павел Муратов оказался одним из активнейших участников дискуссии о ведущих тенденциях современной культуры. В кругу Вячеслава Иванова его нежно и чуть-чуть снисходительно называли «средневеково-рыцарским романтиком» за милые чудачества и приверженность прошлому европейской культуры. Несмотря на это, он оказался одним из немногих русских авторов, чьи труды были непосредственно посвящены анализу массовой культуры.
В разгар дискуссии в России и зарубежье о «пролетарской культуре» в 1924-1925 гг. и не без ее влияния он опубликовал в «Современных записках» серию статей: «Кинематограф», «Антиискусство», «Народ и искусство». В них он изложил собственное видение мирового культурно-исторического процесса. Задолго до Ол — доса Хаксли он заговорил об опасности «тотального индустриализма», который прививает «быстро действующие яды» «народному организму». Результаты этой «прививки», по его мнению, демонстрирует «европейское человечество, которое мы уже можем и ныне лабораторно наблюдать». Оно «умно, удобно и счастливо умеет жить безо всякого искусства» — это «тихий, рациональный и научный апокалипсис».18