Искусство на потребу
Главным жанром «искусства на потребу» Муратов считал кинематограф. В 20-х годах кинематограф, в основном, не поднимался выше уровня массового зрелища, и тогда назвать его «десятой музой» никому не приходило в голову. Новый ритмически человек — «естественный зритель кинематографа — инстинктивно влечет его к себе эта механическая проекция жизни… Быть может, при всех недостатках кинематографа современная жизнь находит в нем несравненно более верное отражение, чем в современном ис — кусстве». ° Кинематограф был так популярен, так опережал в массовых эстетических пристрастиях все остальные виды искусств, что, как считал Муратов: «Ничтожная часть населения Европы и Америки заметила бы, например, если бы это случилось, что живописцы перестали писать картины и выставлять их на выставках… Но прекращение кинематографического дела, закрытие кинематографов, вне всякого сомнения, затронуло бы действительное большинство жителей каждого города и, следовательно, оказалось бы крупнейшим событием в социальной жизни».24 Роль кинематографа очень важна, потому что он отвечает каким-то глубинным потребностям человека настолько, что, как считал Муратов, «как искусство 17- 19 веков является наиболее надежным средством для суждения о былом европейском человеке, так и о постевропейце можно судить по кинематографу». С одной стороны, кинематограф — порождение индустриализма, так как кинематографическое дело — «индустрия в самом реальном, обычном и точном значении этого слова». С другой стороны, он самое рыночное из искусств, потому что в нем содержится «и момент расчета на широкий сбыт, на массовое потребление, и момент штампа». Рыночность кинематографа неизбежно требует уступок массовому невзыскательному вкусу, что приводит к потерям в глубине содержания — одно из золотых правил кинематографической индустрии — «не касаться никаких серьезных тем».