У кризиса в плену. Экономическая политика
По мнению Павла Самиева, нынешняя ситуация неопределенности из-за глобального кризиса сохранится достаточно долго. И положение дел, которое сейчас наблюдается в нашей банковской системе, не самое худшее по сравнению с другими финансовыми рынками. По крайней мере, у наших банков есть драйвер роста – розничный бизнес, который показал высокие темпы роста в прошлом году, покажет рост и в этом. «Если мы сравним по динамике и маржинальности банковский сектор с другими финансовыми рынками, то, с точки зрения перспектив на этот год, он выглядит гораздо лучше. Только факторинг (хотя это тоже околобанковский бизнес) может показать в этом году достаточно высокий темп прироста.
Все остальные рынки на самом деле стагнируют. Это касается и лизинга (который в прошлом году упал по объемам и в этом году, скорее всего, также упадет), и страхования, и управления активами, и пенсионного рынка: везде стагнация или падение. Банковский рынок на фоне остальных финансовых рынков даже имеет преимущество по динамике», – отметил Павел Самиев. Замгендиректора «Эксперт РА» коротко остановился на тенденциях в банковском секторе в этом году. Итак, прирост активов в банковской системе снизится в 2013 г. с 19% до 15% (см. диагр. 1). Розничное кредитование останется единственным драйвером роста системы, но и розничному бизнесу не избежать замедления. В этом году темпы роста в «рознице», по прогнозу «Эксперт РА», не превысят 30% (см. диагр.
2). Беззалоговое потребительское кредитование (POS-кредиты, кредиты наличными, кредитные карты) показало очень существенный прирост в прошлом году – 60%. Ни один финансовый рынок, даже в отдельных сегментах, не продемонстрировал такой результат. Но и этот бизнес в 2013 г. ожидает «мягкая посадка», по оценке агентства, рост беззалогового кредитования по итогам года составит 45% (см. диагр. 3). Темпы роста ипотеки также снижаются, однако, по мнению эксперта, останутся в этом году относительно высокими – 25% (против 44% в 2012 г.) (см. диагр. 4). «Мы не выйдем в ближайшее время на темпы роста, которые показал ипотечный рынок сразу после кризиса (149% в 2009 г.) – это очевидно, – считает Павел Самиев. – Однако этому есть объяснение.
За последние годы мы существенно превысили докризисные объемы рынка, который по сравнению с 2007 г. практически удвоился». Одним из сдерживающих факторов роста ипотечного кредитования, по мнению агентства, является рост ставок по ипотеке у крупнейших участников рынка во втором полугодии 2012 года. В кредитовании крупного бизнеса продолжится замедление, но не существенное. Объемы этого бизнеса, скорее всего, сохранятся на уровне прошлого года, а темпы роста не превысят 10% (см. диагр. 5). Также уже третий год идет плавное замедление темпов роста портфелей кредитов малому и среднему бизнесу – каждый год мы видим чуть более низкие темпы роста по этому сегменту, отмечает эксперт. В этом году динамика кредитования МСБ останется на уровне 2012 г. – 16% (см. диагр. 6). Но здесь есть один нюанс.
«Сейчас идет очень сильный переток этого бизнеса в крупные банки, которые начали применять технологии «кредитной фабрики» при работе с малым бизнесом. Первыми это стали делать Сбербанк, Уралсиб и еще несколько крупных банков. Сейчас к этому процессу подключились многие другие крупные банки, – отмечает Павел Самиев. – Именно транслирование розничных технологий в сферу кредитования малого бизнеса в крупных банках дает эффект «затухания» рынка в целом. При этом идет процесс очень существенного перераспределения долей на этом рынке в пользу крупных банков.
Этот передел на рынке кредитования малого бизнеса гораздо сильнее, чем в остальных сегментах банковского рынка. Банки из ТОП-20 показали в этом году 30–35% роста портфеля МСБ. С другой стороны, у них и просрочка оказалась вдвое выше, чем в среднем по данному сегменту». Кто не рискует… Павел Самиев назвал риски, которые существуют для нашей банковской системы в этом году, и отметил наиболее существенные из них. Риск того, что достаточность капитала банковского сектора окажется на критичном уровне, на взгляд эксперта, несущественен.
«Реформирование, а не ужесточение регулятивных требований Центробанка в связи с введением норм Базеля 3 приведет к тому, что уровень Н1 по банковской системе останется в районе 13%, и это нормальная ситуация», – считает Павел Самиев. Гораздо больший риск «Эксперт РА» видит в нынешней структуре пассивов (см. диагр. 7). Павел Самиев отметил, что в структуре пассивов наблюдается постоянный рост доли депозитов физических лиц и средств ЦБ. И ставки по вкладам населения все время растут (см. диагр. 8). Россия является уникальной страной по предоставлению доходности, так как разрыв между инфляцией и доходностью по вкладам составляет 3–5%. «Это нонсенс для любой страны, – предупреждает эксперт. – А до определенной суммы в 700 тыс. рублей депозиты – это безрисковый инструмент. Такую ситуацию, когда клиент банка не рискует и получает такой высокий доход, нельзя считать нормальной, она не может сохраняться долго». Крупнейшие розничные банки фондируются за счет вкладов, и все собираемые у граждан средства идут в беззалоговое кредитование, но в этом факте «Эксперт РА» не видит угрозы для рынка.
«Мы не видим существенной угрозы банковскому рынку из-за быстрого роста «розницы», потому что маржинальность этого сегмента действительно очень высока. И даже при высоких ставках по депозитам, за счет которых фондируется этот прирост, риск «социального дефолта» невелик, – считает Павел Самиев. – Мы видели подтверждение тому в кризис. Даже тогда «социальный дефолт» не реализовался, потому что у нас очень сильно социально ориентированное государство. Эффект мер по поддерживанию занятости и платежеспособности населения в кризис оказался достаточно сильным, и качество обслуживания долга гражданами даже в кризис оказалось на порядок выше, чем у среднего и крупного бизнеса». Для Банка России (в будущем мегарегулятора) «Эксперт РА» видит несколько реальных вызовов.
Первый состоит в решении вопроса: нужно ли после смены руководства ЦБ выдерживать прежнюю планку по инфляции. Второй – угроза со стороны теневого финансового рынка, например МФО, потребительских кооперативов, рекламирующих прием так называемых вкладов под 30–40% годовых. «Но самый главный риск – структуры, где кредитование остается кэптивным. Когда кредитование внутри группы фондируется за счет средств физлиц – это главная угроза банкам по финансовой устойчивости», – заявил Павел Самиев.
Приложение: По материалам доклада П. А. Самиева «Банковский рынок в 2013 году: ключевые риски и прогнозы» на XV Всероссийской банковской конференции «Банковская система 2013: потенциал роста и сценарии его реализации» Ассоциации региональных банков «Россия», 22 марта 2013 г., Москва Подготовила Ольга Заславская