Особые экономические зоны в условиях ВТО. Экономическая политика
Членство в ВТО должно способствовать росту экспорта, повышению уровня гарантий для инвестиций и увеличению взаимных выгод. Вместе с тем заметно возрастает конкуренция со стороны зарубежных инвесторов и производителей. Важно и другое: выполнение обязательств по либерализации торгово-инвестиционных режимов оказывает существенное влияние на принципы и методы государственной поддержки бизнеса. Играя ключевую роль в развитии мирохозяйственных связей, Всемирная торговая организация также устанавливает определенные общие принципы и правила регулирования экономики в 154 странах-членах. В названии организации отражена только одна сфера деятельности – международная торговля. Однако по существу ВТО – это также система регламентации режима для инвестиций и государственной экономической политики.
С этой системой тесно взаимодействуют многочисленные международные организации – Всемирный Банк, МВФ, МФК, МБРР, Международная консультативная служба по инвестиционному климату, крупнейшие консалтинговые фирмы. Принципы ВТО, ее структуры и механизмы нацелены на либерализацию торговых и инвестиционных режимов. На устранение нетарифных барьеров. А это предполагает сокращение государственной регламентации частнопредпринимательской деятельности и в целом уменьшение вмешательства государства в хозяйственные процессы.
СПРАВКА Система ВТО включает ряд соглашений: Генеральное соглашение по тарифам и торговле GATT (ГАТТ) Генеральное соглашение по торговле услугами GATS (ГАТС) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности TRIPS Соглашение по инвестициям TRIMS Соглашение по сельскому хозяйству Текстильные соглашения Соглашения по субсидиям Соглашения по антидемпинговым мерам Соглашения по финансовому рынку Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах SPS Соглашение о технических препятствиях торговле ТВТ Самый главный принцип, закрепленный в соглашениях ВТО – это принцип равенства всех инвесторов и производителей. Иностранных и национальных, государственных и частных. После вступления страны в ВТО этот принцип должен постепенно внедряться в большинстве сфер хозяйственной деятельности. Соответственно, любые меры господдержки и стимулирования почти во всех отраслях экономики (за исключением особо оговоренных в двухсторонних и многосторонних соглашениях) должны равным образом применяться или, напротив, не применяться, в отношении иностранных и национальных компаний. Другой важный момент – подписанные при вступлении в ВТО международные договоры превалируют над национальными законами. Согласившись с этим, правительство страны обязано постепенно устранять из национального законодательства те нормы, а из практики государственного регулирования те механизмы, которые не совместимы с принципами и режимами ВТО. Для развития экономики России большое значение имеют особые экономические зоны (ОЭЗ). Это инструмент диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей хозяйства и т. д. На территории особых экономических зон действует и особый режим предпринимательской деятельности, предусматривающий преимущества для инвесторов. Минэкономразвития определяет ключевые аспекты развития особых экономических зон, включая их нормативно-правовое регулирование.
24 из действующих в стране ОЭЗ находятся в ведении управляющей компании ОАО «ОЭЗ». СПРАВКА Преференции для инвесторов Взаимодействие с государственными регулирующими органами становится простым и прозрачным благодаря системе «Одно окно». Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на запуск нового производства. Благодаря режиму свободной таможенной зоны инвесторы получают значительные таможенные льготы. Предоставляется ряд налоговых преференций (в том числе, льгота по выплате налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на землю, на зарегистрированное имущество и транспортные средства, дополнительные льготы резидентам технико-внедренческих зон). Инвесторам промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ предоставлено право применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.
Примечательно, что в соглашениях ВТО нет прямых указаний на системы льгот и стимулов в особых экономических зонах. Однако международные эксперты сформулировали однозначный вывод: «Многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот и стимулов, действующих в ОЭЗ, и делают их нелегитимными». То есть незаконными и запрещенными для использования в странах-членах ВТО. Данный вывод сделан по результатам масштабного сравнительного исследования опыта функционирования ОЭЗ в различных странах мира ( ). Целый ряд льгот, преференций и стимулов, которые предоставляются резидентам ОЭЗ, полностью или частично попадают в список запрещенных или спорных мер поддержки (Prohibited and Actionable Subsidies). Само определение запрещенных мер трактуется довольно широко и расплывчато. «Запрещенные субсидии – это меры, применяемые в несельскохозяйственных отраслях экономики, которые используются для поддержки экспорта, по поддержке замещения импортных товаров товарами внутреннего производства». В этом списке: выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки; льготные транспортные тарифы для экспортных поставок – более низкие, чем тарифы на внутренние перевозки; предоставление товаров и услуг производителям экспортной промышленной продукции на более выгодных условиях, нежели для производства товаров внутреннего потребления; освобождение от налогов или льготы по налогам и прочим сборам, особые льготы по страхованию в связи с экспортной деятельностью; экспортные кредиты на льготных условиях и т. п. Определение так называемых «спорных» мер поддержки также довольно расплывчато.
(Практика показывает, что это дает возможность опытным консультантам трактовать их гибко, с учетом интересов заказчиков экспертных услуг). СПРАВКА «Спорные субсидии» – это меры поддержки, предоставляемые в стране-члене ВТО, которые оказывают «отрицательное воздействие» на международную торговлю, поскольку они наносят ущерб какой-либо отрасли другой страны–члена ВТО, сводят на нет действие соглашений ВТО или наносят «серьезный урон» интересам другого члена ВТО». Спорные меры поддержки не относятся к запрещенным, однако они могут быть запрещены по решению структуры ВТО, которая называется Комиссией по урегулированию споров (сокращенно – Суд ВТО). Основание для такого решения – официальная жалоба потерпевшей стороны. Пока жалобы принимаются только от центрального/федерального правительства государства. Однако по настоянию США и Великобритании ведутся переговоры о том, чтобы транснациональные корпорации также получили право напрямую обращаться в Суд ВТО с жалобами на правительство той или иной страны по поводу «отрицательного воздействия на международную торговлю» или «нанесения ущерба отрасли в другой стране-члене ВТО». С этой точки зрения, отмену импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ также можно рассматривать как запрещенные экспортные субсидии, которые получают фирмы-поставщики материалов и оборудования для ОЭЗ. В число запрещенных субсидий, указывают эксперты, могут попасть льготные тарифы на коммунальные услуги и льготы по арендным платежам.
Не согласуются с правилами ВТО любые виды регулирования, которые обеспечивают действующим в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства. В идеале, по правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа на внутренний рынок и равные условия участия в конкурсах на госзаказы и госзакупки. По этому вопросу между ведущими рыночными странами нередко возникают серьезные противоречия и конфликты. Наиболее яркий пример тому – закон «Buy American Act» («Покупайте американское»), принятый администрацией США. В других странах и, прежде всего, в Канаде закон был обоснованно расценен как проявление протекционизма, нарушающее принципы и правила ВТО (за исключением случаев, когда это не связано непосредственно со сферой обеспечения обороны и безопасности страны). В данном случае нарушается одно из главных правил: ни в особых экономических зонах, ни за их пределами государство «не должно создавать особые преимущества какой-либо конкретной фирме, отрасли или группе интересов».
Очевидно, что действующие и новые системы стимулов для ОЭЗ должны строиться с учётом изменений в «правилах игры», которые связаны со вступлением страны в ВТО. Вместе с тем, по мнению международных экспертов, отлаженные в пределах ОЭЗ механизмы регламентации предпринимательской деятельности могут быть полезными для совершенствования госрегулирования и за их пределами. В связи с этим консультанты Всемирного Банка предлагают: «Используйте режимы, применяемые в ОЭЗ, как инструменты продвижения демонополизации и дерегулирования в сфере телекоммуникаций и в прочих инфраструктурных отраслях. Создавайте систему стимулов с учетом соглашений ВТО. Наилучший путь – устранить любые обязательные требования по экспорту и предоставить любым предприятиям свободный доступ на внутренний рынок с уплатой соответствующих таможенных пошлин». В плане преобразования в налоговых режимах рекомендуется следующее.
«Используйте процесс создания или изменения режима функционирования зоны как возможность в целом рационализировать системы налоговых стимулов. В идеале это должно привести к гармонизации налогов на резидентов ОЭЗ с налоговой политикой, действующей на общенациональном уровне. Или, по крайней мере, создавайте для предприятий зоны налоговый режим, сходный с тем, который действует для наиболее «продвинутых отраслей». Считается предпочтительным, чтобы действующая в стране система налоговых стимулов поддерживала определенные виды деятельности в рамках общенационального налогового кодекса, а не действовала посредством применения специальных законов. Международные эксперты особо подчёркивают необходимость упрощения систем регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ. «Ключевым аспектом успешного функционирования ОЭЗ является упрощение и упорядочение процедур утверждения инвестиционных проектов, предоставления иностранным гражданам разрешений на работу, отмена обязательных лицензий для импорта и экспорта» и т. п. Отмечается целесообразность введения так называемых «автоматических» разрешительных процедур, которые строятся по принципу соответствия нескольким основным и четко сформулированным критериям. Рекомендуется упростить процедуры выдачи «второстепенных» (их также называют дополнительными) разрешений – по пользованию землей и зданиями, по труду, охране здоровья и т. д. Считается целесообразным передать такие решения с уровня министерств и ведомств на уровень управляющих структур на местах – а таковые рекомендуется создавать как негосударственные структуры или государственно-частные партнерства.
В целом, в результате выполнения данных рекомендаций должна значительно снизиться налоговая и регулятивная нагрузка на бизнес, как в ОЭЗ, так и за их пределами. Вместе с тем, по окончании переходного периода ОЭЗ фактически утратят большинство возможностей предоставлять особые преимущества своим резидентам. Важно отметить, что при формальном равенстве стран-членов ВТО некоторым из них удается «обходить» или даже нарушать установленные правила, не подвергаясь серьезным санкциям. В этом плане особый интерес представляет опыт таких стран, как Китай, Бразилия, Чили, Израиль, Индия. Людмила Немова Подготовила к публикации Виктория Чеботарева