В Челябинске отмечен рост интернет СМИ

Телевидение и радио, газеты и журналы, интернет-издания. Общественно-политические и рекламно-информационные, специализированные и корпоративные, глянцевые и подчеркнуто пролетарские — рынок СМИ в Челябинске на редкость разнообразен.

Но это разнообразие несет в себе и угрозу — рекламных денег на всех не хватает, а государственное и муниципальное финансирование, видимо, либо совсем исчезнет, либо пути его получения значительно усложнятся.

У Рынка СМИ в Челябинске есть ряд ключевых особенностей.

1. Рынок СМИ в Челябинске невообразимо сложный, насыщенный и многомерно структурированный.

Точное количество средств массовой информации, выпускаемых в Челябинске, практически не поддается подсчету. Только справочная система 2ГИС фиксирует в областном центре 63 редакции газет, 39 журналов, 25 радиостанций и девять телеканалов. Добавьте к ним точно не подсчитанное число интернет-изданий, корпоративную, партийную, районную и прочую узкоспециализированную прессу, не попавшую «на карандаш» 2ГИС. В итоге, скорее всего, число СМИ перевалит за 200, а то и 250. И это не считая «федералов», напрямую вещающих в теле-, радио- и интернет-пространстве Челябинска.

В таблице (см. в конце) мы попытались описать структуру владения СМИ Челябинска, но в итоге были вынуждены отсечь бОльшую часть (корпоративные и партийные издания, интернет-сайты и рекламно-информационные издания «второго эшелона», телепрограммы и узкопрофильные СМИ, не входящие в структуру каких-либо медиахолдингов) — иначе графика просто не помещалась на газетном развороте.

Стоит также заметить, что концентрация на рынке не так уж и велика. Можно выделить с десяток медиахолдингов (как универсальных, с полным набором разнообразных СМИ, так и узкопрофильных, сосредоточившихся на владении СМИ какого-то одного типа), еще столько же игроков «второго эшелона», а также множество «одиночек».

2. Информационное пространство Челябинска по бОльшей части принадлежит не челябинцам.

Если внимательно вглядеться в таблицу, станет понятно, что собственно челябинского продукта на рынке не так уж и много — несколько газет и интернет-изданий, примерно столько же радиостанций, пара телеканалов с собственной линейкой передач, десятка полтора рекламных газет и журналов.

Практически все радиостанции — франшизы московских, из своего продукта разве что выпуски новостей да рекламные вставки. Практически то же самое — у телеканалов. БОльшая часть газет также выходит в Челябинске либо под региональной франшизой, либо издается усилиями местного представительства федерального холдинга. Что же до интернет изданий, то и здесь после слияния группы Rugion и мощнейшего федерального холдинга Hearst Shkulev media воцарилось схожее положение дел.

Кроме москвичей, на челябинском медиарынке активно присутствуют наши соседи из Екатеринбурга, в основном — издания и холдинги, претендующие на окружной и межрегиональный статус (радиохолдинг «Олимп», группа «Абак-пресс», интернет-издания Ura. ru, Znak. com и uralpolit. ru).

Такое положение дел объясняется довольно просто — создание полностью собственного контента требует не только значительных усилий, но и соответствующих ресурсов, которые есть не у всех. Проще быть региональным партнером федерального холдинга и бренда, затрачивая при этом минимум усилий и средств, которые в основном идут на налаживание работы с рекламодателями и выстраивание системы доставки своего СМИ до аудитории.

3. Рынок рекламы в СМИ падает, но на нем не только рыночные деньги.

Сверхразнообразие СМИ в Челябинске особенно удивляет на фоне падающего третий год подряд рекламного рынка.

Опрошенные «Челябинским обзором» руководители медиахолдингов в целом имеют схожее мнение — выручка от рекламы упала во всех сегментах, у кого-то больше (как у печатных СМИ), у кого-то меньше (как на радио). Говорить о росте выручки от рекламы можно лишь в применении к интернет-изданиям, но и здесь везет далеко не всем подряд — на практике оказалось, что интернет интернету рознь.

Оценки общего объема рекламы в СМИ Челябинска у разных руководителей разные. Но в целом консенсус колеблется в районе 1 — 1,2 миллиарда рублей в год. На все 250-300 СМИ. Это немного, считают участники рынка, и на всех этого не хватает. «Для нормального существования нужен рынок объемом в 3-4 раза больше», — считает один из топ-менеджеров челябинского медиахолдинга.

Впрочем, помимо чисто рекламных, рыночных денег, есть и другие по своей природе ресурсы. Речь о финансировании СМИ со стороны властей города и области. В общей сложности, как на прямое финансирование принадлежащих властям региона и мэрии Челябинска СМИ, так и на гранты и контракты на информационное сопровождение деятельности тратится около 150-200 миллионов рублей. Большая часть информации об этом можно найти на сайте госзакупок и в специализированных базах данных типа «Фокус. Контур» и СПАРК.

По своей природе эти деньги не рыночные, но СМИ, которые их получают, все равно участвуют в конкуренции за рекламу. С одной стороны, это ставит остальных в неравное положение. С другой, у средств массовой информации в России всегда были свои внерыночные особенности. Поэтому…

4. В Челябинске необходимо строго отделять общественно-политический медиапродукт от чисто коммерческих СМИ.

Общественно-политическую «поляну» в Челябинске и Челябинской области контролируют, по сути, всего пять основных игроков — это «Гранада-пресс», медиахолдинг ОТВ, ГТРК «Южный Урал», Rugion с его флагманом 74.ru, и разнородная медиагруппа под управлением Валерия Шагиева. Именно они являются основными получателями бюджетных денег (хотя и другим крупным игрокам кое-что достается время от времени). Особняком стоит ГТРК «Южный Урал», являющаяся частью федерального холдинга со всеми вытекающими из этого особенностями финансирования.

Во многом это объясняется тем, что каждый из этих игроков имеет ежемесячную аудиторию более миллиона человек, и вместе, по сути, полностью «накрывают» собой все население региона. С другой стороны, СМИ, принадлежащие государству (даже если они находятся под управлением частного медиахолдинга), несут совершенно другую социальную нагрузку, на которую нужны ресурсы и люди.

Любопытно, но во взаимоотношениях этих СМИ и властей присутствует серьезная взаимная зависимость. С одной стороны, если оставить эти холдинги и их СМИ без региональных и муниципальных денег, то они, весьма вероятно, просто не смогут существовать в «чистом», открытом рынке, и исчезнут (кто позже, кто раньше). С другой стороны, если этих СМИ не будет, то власти лишатся контроля над общественно-политической «медиаполяной», что чревато самыми непредсказуемыми последствиями.

Что ожидает медиарынок Челябинска в ближайшем и более отдаленном будущем, не взялся детально предсказать практически никто из опрошенных нами медиаменеджеров.

Пока ясно лишь одно: падение объемов рекламы должно значительно проредить ряды СМИ, что благотворно скажется на рынке — выживут сильнейшие и самые эффективные. С другой стороны, пока некоторые медиахолдинги являются не столько рыночными игроками, сколько достаточно эффективными инструментами реализации чьей-либо информационной политики, их всегда будут подпитывать владельцы.

Наконец, в мире в силу наступления нового технологического уклада вовсю происходит тотальная трансформация всего коммуникационного пространства. И как оно скажется на традиционных СМИ — решительно непонятно.

top