Уход западной кинопродукции

В 1928 г. в США вышел на экраны первый звуковой фильм. С минимальным отставанием эпоха звукового кино началась и в СССР. Первой попыткой на этом пути стала «Путевка в жизнь» (1931). Но настоящим открытием возможностей звука стали «Веселые ребята» (1934). Любопытно, что на заре звукового кино теоретики искусства предрекали, что появление звука в киноискусстве приведет к масштабной экранизации мировой оперной классики, и тем самым Великий Немой, обретя голос, будет способствовать стремительному культурному подъему масс. В реальности получилось иначе.

Открытие возможностей нового киноязыка началось с создания продуктов не элитарной, а массовой культуры. Все кинематографические державы мира пережили в 30-х годах настоящий бум киномюзиклов, кинокомедий, кинооперетт. В этом нашел свое очередное проявление некий «закон» коммуникативных переворотов: каждое новое средство коммуникации рассчитано на массовый охват и в поисках коммерческого успеха ориентируется на вкусы большинства. Время ориентации на рафинированные запросы приходит позднее. Великий Немой, заговорив и запев, не только предъявил новые требования к режиссуре и актерской технике, но и внес существенные коррективы в иерархию киножанров.

Музыкальный фильм надолго стал фаворитом кинематографа. Советское искусствознание к такому повороту событий не было готово. Первый опыт Запада в этом направлении был встречен весьма критически: кинооперетта оценивалась как признак «вырождения буржуазной кинематографии», как «тысячепервое повторение всем известной венской оперетты, этого ублюдка буржуазной сцены».27 У первой советской музыкальной комедии по специфическим советским причинам была непростая судьба. «Из-за недостаточной идейности», по решению Наркомпроса, «Веселые ребята» не были допущены на экраны. Спас положение М. Горький, с помощью которого был организован показ фильма для членов Политбюро. «Я как будто в отпуске побывал!» — этот отзыв Сталина решил судьбу комедии.28 Ее создатели наслаждались открывшимися звуковыми возможностями. Кроме великолепного джаза Утесова все здесь извергает звуки: поет, свистит, гремит, мычит, кричит. Все переполнено молодой, «варварской» энергией и жизнью. Шедевр был заслуженно отмечен призом на международном кинофестивале в Венеции (1935). Успеху этого и других музыкальных фильмов у массовой аудитории в немалой степени способствовал богатый опыт организации «сенсационных зрелищ». Эти фильмы часто были их экранным воплощением. Например, спектакль Мюзик-холла «Под куполом цирка» (по пьесе Ильфа—Петрова —Катаева) был преобразован в кинокомедию «Цирк». Джазовый утесовский «Музыкальный магазин» (1931-1932) с потешным «Коровьим маршем» был увековечен «Веселыми ребятами». Немалую долю успеха новому жанру обеспечили воспринятые советскими кинематографистами технологии Голливуда. Массовая культура СССР — носитель национальных социальнопсихологических и культурных приоритетов не осталась в стороне от глобальных тенденций ее развития. В 1935 г. представительная советская делегация посетила Голливуд с целью изучения и адаптации его опыта к российским условиям. Возглавил ее личный друг Сталина с еще дореволюционных времен Шумяцкий. В составе делегации были самые известные кинодеятели СССР: Эрмлер и Нильсен, Александров и Орлова, Эйзенштейн и Тиссэ и др. Увиденное на «фабрике грез» произвело столь грандиозное впечатление, что возник ряд проектов создания «советского Голливуда» (в Крыму, в Приазовье и др.) Но во второй половине 30-х годов последовала серия арестов среди кинематографистов, и идея была похоронена. 30-е годы были временем формирования национальных мифов массовой культуры. Если американская развивалась под влиянием фрейдизма и «великой американской мечты», то советская отражала национальную психологию и особенности отечественного хронотопа. Не стоит преувеличивать влияние в ней тоталитаризма, ибо она развивалась во многом вопреки ему.

top