Сравнительная характеристика тоталитарной и массовой культуры

Писать о тоталитарной культуре Советского Союза 30-х годов несоизмеримо легче, чем о массовой культуре. Ибо это она простиралась до «самого горизонта». Ею полны архивы и музейные коллекции, периодика и литература, кинематограф и наглядная агитация, язык и официальные «церемонии». Она так доминирует, что приходят сомнения — а была ли другая культура? Слишком «гладкое поле» культуры — это всегда безусловный признак насилия власти над жизнью духа. А. И. Герцен в «Былом и думах» писал о николаевской России: «Моровая полоса, идущая от 1825 до 1855 года скоро совсем задвинется, и будущие поколения не раз остановятся в недоумении перед гладко убитым пустырем, отыскивая пропавшие пути мысли, которая, в сущности не прерывалась». Тридцатые годы в СССР опять были тем периодом истории, когда нельзя всецело доверять тексту эпохи, когда надо искать истину за ним. Когда нужен диалог с эпохой — «вчувствование» в нее. Заполнить собою все пространство культуры, несмотря на все потуги, государственная культура не могла. Это и тогда понимали многие. «Если даже допустить, что коммунизм как попытка наилучшего устроения земной жизни —благо, есть ли он один благо, есть ли он один все блага, включает ли в себя, определяет ли собою все остальные блага и силы: искусства, науки, религии, мысли. Включает, исключает, или — наравне сосуществует?» — размышляла М. Цветаева. И настаивала на том, что, даже в лучшем случае, коммунизм — только «один из двигателей современности… Он не главнее всех двигателей жизни духовной, ни надстройкой, ни пристройкой не являющейся».2 Открытие демократии — опора на народ, тоталитаризмом использовалось сполна. Он опирался на энтузиазм масс и от их имени репрессировал бесчисленных «врагов народа». Но одновременно он не доверял массам, неутомимо пестовал особое «искусство для масс» и с подозрением относился к «штучности» элитарной культуры. И все-таки советская культура для большинства и в сталинскую эпоху продолжала оставаться весьма неоднородной. В ней переплетались и взаимодействовали искусство для масс, искусство масс и массовое искусство. Необходимо развести эти понятия. Каким должно быть первое — определяла власть, спуская сверху рекомендации по всей системе управления культурой. Наибольшей «тоталитаризации» удалось достигнуть именно на этом направлении. Второе по самой своей природе поддавалось контролю в значительно меньшей степени, так как это сектор народной культуры. Хотя «псевдонародных» подделок было более чем достаточно.3 Регламентация третьего направления культуры оказалась недостижимым идеалом культурной политики. В борьбе за это властью были уничтожены многие жанры и направления массового искусства, был установлен жесточайший контроль репертуара эстрады, были репрессированы многие “звезды” массовой культуры, и все-таки полного контроля в этой специфической сфере установить не удалось. По существующим историческим свидетельствам сложно представить целостную картину советской культуры той поры. Многие из них сегодня кажутся плохо согласующимися между собой фрагментами мозаики. Своеобразное впечатление у стороннего наблюдателя оставляла советская пресса 30-х годов. «Какие-то резолюции, отчеты, указы… Читать было скучно, — вспоминал свои от нее впечатления А. Вертинский, — сенсаций никаких, люди строят, хлопочут, работа кипит». Эмигрантские издания «Последние новости» и «Возрождение» акцентировали внимание на ином: «… в советской России свои сенсации: расстрелы, голод, бунты в армии и пр.». В то же время граждане этой непонятной страны, возвращавшиеся из зарубежных командировок, закупали в берлинских музыкальных магазинах «полные комплекты Вертинского», видимо, отвечавшие каким-то важным потребностям советского человека той поры.4 Какое место занимала массовая культура в этом наполненном созиданием и репрессиями обществе? Для ответа на этот вопрос важно сопоставить основные черты тоталитарной и массовой культуры.5 Культура Жесткая иерархия жанров, в которой господствуют «высокие»: опера и балет, эпопея, социальная драма, исторический фильм, тематическая масштабная картина, скульптурные и живописные портреты выдающихся деятелей партии и государства. В изобразительном искусстве господствует архитектура.

top