Системное преодоление нэповской культуры

При всей значимости пестования особого поколения борцов за социализм системному наступлению нэповской культуры важно было противопоставить адекватный системный же ответ (на поле повседневного существования). Недооценка реальной значимости проблем обыденного, личных вкусов и пристрастий в условиях грандиозного строительства «нового мира» могла привести к потере уже завоеванных с таким трудом позиций. Тоска по «довойне» была учтена при формировании государственной экономической политики. Оздоровление денежного обращения началось с введения «золотого червонца». Эта мера придала обычным банковским деньгам образ доброго довоенного времени. В хозяйственный оборот была внедрена система так называемого «золотого» исчисления, или «счет на золото» в довоенных рублях.

Система ценообразования имела своей основой дореволюционную ценовую структуру, прежние прейскуранты стали исходной точкой отсчета для работы в условиях свободного рынка. За читателя, зрителя, слушателя боролись все «лагеря» в культуре. Политически ангажированные ее деятели с разной степенью искренности пытались приспособиться к требованиям пролетарского государства. В советской России оставалось немало рафинированных по своему образованию и культуре писателей, которые пытались сочинять «народные» повести на псевдонародном языке, искусственно огрубляя неизвестные им нравы «простонародья».

Грубость языка периодики и литературы тех лет уже привлекала внимание многих исследователей. В. Бахтин объясняет это явление общим огрублением нравов и падением нравственности и культуры в результате долгих лет войн и революций.42 Нам кажется это объяснение недостаточным. Полосу искусственного «занижения планки» в литературе для народа Россия уже пережила однажды — на рубеже веков, в пору увлечения «просветительством». Теперь, в период нэпа, пришла вторая волна приспособления пишущей братии к уровню «народа». А. Толстой в беседе с М. Булгаковым с горькой самоиронией констатировал собственные плоды такой мимикрии: «Я теперь рабкор “Дерьмо”».

top