Молодежная субкультура

Для строительства «нового мира» необходимы были люди с созидательной энергией. М. Волошин еще в сентябре 1917 г. резюмировал: «Революционеры-эмигранты, в общем, как они были, так и остаются микробами разложения, прежде всего, и должны исполнить свое дело до конца. Построить они ничего не могут, несмотря на всю свою добрую волю, просто потому, что сила строительства не в них».32 Важно и то, что разрушительная природа революционеров, пришедших к власти, совместилась в России с культурнопсихологическими последствиями семи лет войн и революций. Они стали катастрофой всех основ прежней жизни: государства, монархии, религии, армии, морали, многих сторон частной жизни. Если на Западе военные потрясения куда более скромных масштабов породили «потерянное поколение», то в России ситуация была во сто крат тяжелее. В Европе это поколение создало в культуре широкий веер иррационалистских, абсурдистских, культуро — борческих течений с хаотической картиной мира.

В России представители этого поколения оказалось у власти. Ленин трезво оценивал созидательный потенциал различных генераций революционной России. «У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии. Развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, умение сплотить свои силы — вот что было необходимо тогда. Перед новым поколением стоит сложная задача — строить коммунизм», — говорил он в речи на третьем Всероссийском съезде РКСМ.33 Харизматическая интуиция помогала ему отыскивать ходы к коллективному бессознательному молодого поколения. Того, для которого были характерны идеализм, максимализм, одержимость, возрастная склонность к поискам кумира и высокой жизненной цели при самонадеянности «неофитов» и отсутствии опыта реального дела. Не может быть, чтобы оратор, разворачивая перед слушателями картину «светлого будущего», не отдавал себе отчета в существовании гигантских «ножниц» между работой по ликвидации неграмотности и построением коммунизма. Именно таким был диапазон задач ленинской программы «культурной революции». Но он соответствовал самоощущению и самооценке его молодой аудитории. Молодые «варвары» социализма, получившие исторический шанс, ощущали в себе силы немереные.

top