Черный список

В «черном списке» прегрешений раннего кинематографа автор отмечал его «паразитирование» на сюжетах классической литературы, которые опошляются в угоду публике: «Если бы кто-то решился поставить “Мадам Бовари”, пришлось бы изобразить Рудольфа и Эмму скачущими верхом через изгороди и, пожалуй, бедного Леона заставили бы проникнуть в мирный Руанский отель по водосточной трубе и через слуховое окно. А главное, пришлось бы закончить повесть иначе, чем закончил Флобер, например, так: Эмма исцеляется от болезни медицинским искусством своего мужа и примиряется с ним над кроваткой спящей дочки».25 Весьма смелым для своего времени был вывод Муратова о специфике американского вклада в мировую культуру. В 1924 г. он сказал о том, что самая индустриальная и самая рыночная страна принесла в Старый свет самое рыночное искусство — кинематограф (хотя зародился он во Франции в 1895 г.). Он констатировал: «Кинематографическое дело находится в руках американцев… Америка записывает законы кинематографии и еще какая при этом Америка… Америка массового потребителя, провинциальная, обывательская, серая, смертельно скучная Америка».26 По его наблюдениям, только в 20-х годах американская культура (впервые в истории) перестала быть «культурой захолустья» и начала оказывать колоссальное влияние на мировую культуру, но это были достижения не элитарной, а массовой культуры. Через полвека —в 1960-х годах, Збигнев Бжезинский другими словами скажет об этом же: «США — родина массовой культуры». П. Муратов считал, что по объективным экономическим причинам бороться с этим злом в Европе чрезвычайно сложно: «Законы массового потребления сказываются здесь очень наглядно. В Америке так велико число экранов, что какой-нибудь фильм Парамаунт или Фокс уже окупается. В Европе он может быть дан поэтому по очень низкой цене, по такой, по какой не могут продавать свой “товар” европейские фирмы».27 Акцентируя внимание на целостности нового культурно-исторического цикла, П. Муратов подчеркивал взаимосвязь процессов в обществе и культуре. Изменения в одной сфере порождают неожиданные проблемы в других. Повсеместное сокращение рабочего дня привело к увеличению досуга и вместе с тем к острой поставке проблемы качества его использования. Произошла девальвация свободного времени. Массовое сознание оказалось неподготовленным к такому изобилию досуга.

top