Производные данные модели общего равновесия. Экономическая политика

Производные данные модели общего равновесия. Экономическая политикаПроцесс вступления России в ВТО уже сегодня привел к значительным эффектам в экономике. Условия, достигнутые нашими переговорщиками, не хуже, чем у стран Восточной Европы, вступавших в ВТО ранее. И это достижение, поскольку известно, что все последующие вступают на худших условиях. Членство в ВТО сделает российскую торговую политику стабильной. При любой торговой политике есть выигрывающие и проигрывающие отрасли, поэтому наличие отраслевых лоббистов в этой сфере естественно. Как правило, побеждают сильные лоббисты. Но часто это не те отрасли, которые будут эффективны завтра, и если сегодня лоббисты определяют торговую политику, то экономика теряет в темпах роста. Правительство, принимающее решения под давлением лоббистов, проводит непредсказуемую торговую политику, повышая риски инвесторов в реальном секторе.

Международное торговое соглашение ВТО включает не только правила торговой политики, но и механизмы правоприменения, ограничивающие желание от этих правил уклоняться. Что и должно стать важным сдерживающим элементом российской торговой политики. Вступление в ВТО уже привело к важным позитивным изменениям в законодательстве – с 2001 года внесено около 400 поправок в федеральные законы и указы, подзаконные акты. Эти изменения связаны не только с торговлей, они касаются нашей базовой экономической деятельности. К примеру, был принят закон «Об основах внешнеторговой деятельности», в котором впервые прописаны защитные меры при импорте товара. В 2006 году принят федеральный закон «О защите конкуренции». Принят закон «О техническом регулировании» – важный не только для торговли, но для всей внутренней экономической деятельности.

Изменения в законы «О валютном регулировании», «Об авторских правах», «О госзаказе» были внесены согласно требованиям рабочей группы по вступлению в ВТО. Эти изменения уже произошли, мы уже благодаря ВТО живем в другом правовом поле. Принимались ли бы без ВТО эти законы? Рыночная экономика в стране с 1991 года. Почему закон о конкуренции, один из основополагающих для рыночной экономики, был принят только в 2006-м? В значительно мере потому, что это – обязательный элемент пакета страны, вступающей в ВТО. По условиям вступления, снижение тарифов составит 2,2% – средний тариф изменится с 10% до 7,8% после вступления. Переходный период практически по всем чувствительным товарам – 7-8 лет, самый большой – 8 лет для рынка свинины, 7 лет для автомобилей. Таким образом, новые условия будут имплементироваться достаточно медленно.

Очень важные аспекты вступления России в ВТО связаны с рынком услуг, либерализация произойдет в 15-ти секторах, во многих остальных – будут сняты значительные ограничения на присутствие иностранного капитала, и можно рассчитывать, что эти сектора станут локомотивами российской экономики. В исследовании Всемирного банка, который предложил модель общего равновесия для России и ряда ее регионов, хорошо представлен сектор российских домохозяйств. Согласно изучаемому сценарию, в экономике, в связи с вступлением в ВТО, происходит три вида изменений: снижение импортных тарифов, улучшение доступа на зарубежный рынок, и рост производительности в секторах услуг. Последнее произойдет не сразу, если вообще произойдет, – это зависит от того, как будет меняться российский бизнес-климат.

Оценка по всем трем моментам дает 7% роста российского потребления в среднесрочной перспективе, что эквивалентно примерно 3,5% ВВП. В долгосрочной перспективе, при хорошем росте производительности в секторе бизнес-услуг, эффект может быть значительно больше. Из этих трех компонентов, последствия улучшения доступа российских экспортеров на зарубежные рынки дают самый маленький прирост уровня потребления – на 0,7%. Это связано с тем, что Россия у своих основных торговых партнеров уже давно получала режим наибольшего благоприятствования, – тарифы были те же, что будут и при вступлении России в ВТО. Только теперь они будут бессрочными и сразу со всеми странами организации. Основной же эффект в том, что не будет антидемпинговых расследований, антидемпинговых пошлин, которые применяются к российским производителям, в первую очередь, металлов. Снижение импортных тарифов дает рост потребления в районе 1%. Рост происходит,  в силу удешевления импортных комплектующих. Плюс, внутренние цены будут ближе к мировым, что сделает более эффективным размещение ресурсов российской экономики. Остальная часть выигрыша – 5,3% от уровня потребления – это рост производительности в секторах услуг.

Все пользуются услугами телекоммуникации, банковскими, страховыми услугами, оптовыми, розничными продажами, транспортными услугами. Капитализация этих секторов, рост конкуренции, снижение цен на эти услуги станут положительным моментом для снижения издержек всех российских производителей, обслуживают ли они внутренний или внешний рынок. Говоря о секторах российской экономики в зависимости от структуры издержек и сбыта продукции, можно выделить победителей и проигравших. Секторы с высокой экспортной составляющей, получают дополнительный выигрыш от удешевления реального обменного курса, который можно ожидать после вступления в ВТО из-за увеличившегося спроса на импорт.

Выигрывает вся металлургия, химическая промышленность, финансовые услуги. Проигрывают секторы с низкой долей экспорта и изначально более высокими тарифами – пищевая промышленность, легкая, машиностроительная, строительные материалы. По домохозяйствам влияние положительное и более-менее равномерное. Причина в том, что в России сложилась уникальная система распределения факторов производства между домохозяйствами с различным уровнем доходов. Так, бедные домохозяйства отличаются от средних и богатых по уровню доходов с капитала, но достаточно близки к ним с точки зрения доли квалифицированного труда.

Поскольку капитал выигрывает меньше при вступлении ВТО, чем квалифицированный труд, то выигрывают больше те, у кого большая доля доходов поступает от квалифицированного труда. Соответственно, бедные домохозяйства выигрывают больше, чем богатые. При этом такая оценка не учитывает переходный период, когда в более рискованных отраслях будет наблюдаться спад и рост безработицы. Здесь важна роль социальной политики, которая должна снизить отрицательные эффекты от вступления: переключение на производство другой продукции, помощь в переселении на другие территории, реструктуризация пострадавших предприятий. В каких отраслях это потребуется, уже понятно, а потому пора вырабатывать механизмы этой политики.

Последний кризис дал возможность накопить некоторый опыт для российских региональных и федеральных властей по развитию таких программ. Второй важный момент прогноза связан с тем, что наибольший эффект модель показывает там, где это связано с ростом инвестиций в сфере бизнес-услуг. Исследования ЦЭФИР 2011 года подтверждают практически все результаты Всемирного банка. Региональные эффекты достаточно невелики, но здесь нужно сослаться на исследование Натальи Зубаревич, которая подчеркивает, что самый значительный отрицательный аспект вступления в ВТО – обострение проблемы российских моногородов, предприятия  которых принадлежат к отраслям, в которых будет наблюдаться спад производства. В России около 450 моногородов, таких ситуаций будет много.

Российские моногорода — это, конечно, не проблема ВТО, это проблема российской экономики, которая до сих пор системно не решалась. Сейчас момент принятия решения, иначе мы будет наблюдать в этих городах сильный отрицательный эффект. Российские города могут быть весьма интересны для иностранных инвесторов, если провести правильную маркетинговую кампанию, освободив моногорода от проблемных предприятий. Это может сработать, поскольку в мире есть примерно триллион долларов прямых инвестиций, которые ежегодно где-то размещаются, и определяющим фактором производства является при этом квалифицированный труд в районе с развитой инфраструктурой. Другое дело, что приход инвестиций в эти рисковые сектора экономики зависит еще и от того, какой будет бизнес-климат в России.

Вступление в ВТО может стать важным толчком для развития экономики страны. Но ключевой момент здесь – внутренняя российская политика, которая может усилить все положительные эффекты от вступления. Улучшение бизнес-климата – это большой спектр мер, включающий «работу» с коррупцией, административными барьерами, инфраструктурой. Модели показывают, что Запад не особенно заинтересован во вступлении России в ВТО, выгоды от вступления будут у нас. Нам же нужна модернизация, но инвестиций, которые для нее необходимы, в стране нет. Нужны западные инвестиции с технологиями, и вступление в ВТО может стать важным фактором их роста. Это демонстрируют все межстрановые исследования. Внутрироссийские проблемы также сдерживают экспортные возможности малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности, в частности, в области точного приборостроения. Экспортеры говорят, что «у нас есть, что экспортировать, только не мешайте нам это делать».

К подобным проблемам можно отнести сложные отношения МСБ с налоговой службой при возврате НДС и налоговом контроле, а также трудности прохождения таможни. Все это создает критическую массу рисков для малых экспортеров, но вступление в ВТО должно вынудить российское правительство пойти на шаги, облегчающие деятельность МСБ. Присоединение к ВТО, к сожалению, не принесет существенных изменений в неторговых секторах услуг – здравоохранении, образовании, сфере госуслуг. Их это затронет только в силу того, что эти сферы тоже являются потребителями бизнес-услуг. Плюс, должно вырасти давление на государство со стороны его граждан, которые будут сравнивать эти сектор государственных услуг с секторами бизнес-услуг.

Что касается торгового сектора услуг (оптовая и розничная торговля), то тут вступление в ВТО должно дать положительный эффект. Прежде всего, это следует связывать с усилением конкуренции в этом секторе. Слишком высокая маржа здесь в настоящее время объясняется именно фактическим отсутствием конкуренции и наличием административных ресурсов в регионах, которые используют монополисты. Так что перемены в этой отрасли положительно скажутся не только на производителях, но и на обычном потребителе Наталья Волчкова По материалам доклада на тему «Чего ожидать от вступления России в ВТО?» в рамках заседания диспут-клуба «Узлы экономической политики» Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА), 19 апреля 2012 г.

top