Бюджетная консолидация в США. Экономическая политика

Бюджетная консолидация в США. Экономическая политикаВ 2012 г. экономика США, по ряду признаков, встала на путь восстановления. Об этом свидетельствует, в частности,  динамика спроса на рынке жилья, устойчивая тенденция снижения безработицы – как количества безработных, так и уровня безработицы (-1,2 п. п. в сентябре в годовом исчислении), рост кредитования реального сектора  и кредиты для строительства коммерческой  недвижимости выросли по совокупности  на 5,6% в сентябре к сентябрю 2011 г.), расширение кредитования домохозяйств (объем ипотечных и потребительских кредитов увеличился в сентябре на  2,9% в годовом исчислении). При этом фискальная позиция США крайне неустойчива: в 2009-2011 гг. дефицит бюджета превышал 10% ВВП, а в  2012 г., согласно оценке МВФ, сократится лишь до  8,7% от ВВП. Уровень валового госдолга в 2012 г. составит, по оценке МВФ, 107% ВВП. Разовая консолидация бюджета США с 2013 г. предопределена истечением срока действия ряда стимулирующих экономику нормативных актов. Предполагается автоматическое  сокращение бюджетных расходов и рост налогов с 1 января 2013 год. Замедление роста бюджетных расходов или их сокращение – в связи с отсутствием согласованного плана секвестра — предполагается провести равномерно по всем статьям. В частности, это приведет к сокращению длительности срока выплат  пособий по безработице, отмене налоговых льгот по основной и альтернативной системе налогообложения, замедлению роста расходов на Medicare до уровня, соответствующего темпам прироста ВВП, росту социального налога на 2 процентных пункта. Бюджетные расходы сократятся, согласно оценкам Бюджетного  управлением Конгресса (CBO), на 400 млрд долл. (2,5% ВВП). Такое сокращение бюджетных расходов или, как его принято называть в США, «фискальный обрыв» (fiscal cliff), может оказаться очень сильным негативным макроэкономическим шоком. Бюджетная консолидация обычно менее болезненна для экономики в фазе роста, а не восстановления, и при избирательном сокращении расходов.

Однако в США – в связи с отсутствием политического консенсуса —  сокращение бюджетных расходов  будет проводиться равномерно, при этом снизятся как неэффективные, так и эффективные расходы. В результате «фискального обрыва», по оценке CBO,  ВВП в 2013 г. потеряет примерно 0,5% от возможного темпа прироста. Однако глобальные прогнозы расценивают  «фискальный обрыв» экономики США как маловероятное событие. Правда, для реализации такого оптимистического сценария необходимые некоторые решения Конгресса и президента США (к примеру, продлевающие действия законов),  в целом описанные и предложенные Бюджетным управлением конгресса.

В то же время риск «фискального обрыва» нельзя полностью исключить, в том числе в связи с тем, что позиции политических партий в отношении консолидации бюджета существенно различаются, а их влияние в Сенате и в Палате представителей близко к паритетному. Если большинство элементов «фискального обрыва» не будет отменено, то, согласно оценке СВО, рост ВВП США в 2013 г. останется очень умеренным и составит  1,7%, а безработица вновь пойдет вверх и  вернется на уровень 2011 года. Таким образом, бюджетная консолидация в США будет иметь глобальные последствия, возможно, превышающие по своим масштабам последствия кризиса потолка госдолга 2010 года. Между тем и в 2012 г.,  согласно октябрьскому прогнозу МВФ, рост мировой экономики составит 3,3% против 3,8% в 2011 году.

Рост экономики США в третьем квартале, похоже, вновь ускорился. Так, индекс потребительской уверенности по предварительной оценке в октябре вырос до 83,1 с 78,3 в сентябре (см. диагр. 1). Розничные продажи в  сентябре выросли на 0,9% (без учета автомобилей и бензина), рост был равномерным в течение всего третьего квартала. Продолжалось снижение безработицы, в сентябре она снизилась до  7,8% против  8,1% в августе, создание новых рабочих мест ускорилось (+145 тыс./мес. в июле-сентябре после +68 тыс./мес. в апреле-июне, в январе-марте прирост составил +226 тыс./мес.). Резкое сокращение новых заказов на товары длительного пользования (-13.2% в августе 2012 г.  к июлю 2012 г., см. граф.

1 ) объясняется снижением заказов в сфере гражданской авиации, без ее учета снижение составило всего 1,5%, а в части инвестиционных товаров объем заказов, наоборот,  увеличился на 1,1%. Рынок жилья устойчиво восстанавливается: запас непроданных домов составляет 6,1 месяцев продаж (см. граф.2) , вплотную приблизившись к равновесному уровню (равновесным считается диапазон 4-6 месяцев продаж), закладки новых домов в сентябре продолжили полуторагодовую тенденцию роста (+34,8% к сентябрю 2011 г.) Отношение рефинансирований к ипотечному долгу в США находится на историческом максимуме (25%). Это может говорить о том, что экономические агенты считают текущие ставки по ипотеке (3,5% по 30-летним кредитам Freddie Mac) привлекательными в среднесрочной перспективе, что, в свою очередь, означает возможность дальнейшего роста ставок. Результаты третьего квартала указывают на продолжение рецессии в зоне евро, но вместе с тем начали просматриваться и тенденции к улучшению. Однако признаки стабилизации остаются слабыми. За июль-август  промышленное производство (с устранением сезонности) выросло по отношение к соответствующим месяцам 2011 г. (во Франции на 2,1%,  в Италии – на 1,6%, в Германии – на 0,9%). Безработица в августе составила 11,4%, не изменившись по сравнению с июлем.

Однако рост безработицы продолжается в  Испании (25,1%), Италии (10,7%) и Франции (10,6%). Рост оборота розничной торговли в июле-августе приостановился даже в  тех странах, где до этого он сохранялся (Франция, Германия). В октябре начал работу Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ): присоединение к договору о ЕСМ ратифицировали все страны зоны евро. Страны-участники оплатили 40% уставного капитала ЕСМ. С 01.01.13 должны вступить в силу поправки к договору о ЕС, устанавливающие общеевропейский статус ЕСМ и порядок оказания помощи, однако сами поправки пока не  ратифицированы Великобританией, Польшей и Чехией. Помощь из фонда объемом 700 млрд евро уже запросили Испания (100 млрд евро) и Кипр (11 млрд евро). Создание банковского союза под эгидой (или внутри) ЕЦБ, вероятно,  будет отложено, как минимум до середины 2013 г. или даже на 2014 год. Это связано со значительным количеством процедурных вопросов и с разногласиями между национальными регуляторами.  Таким образом, прямая рекапитализация европейских коммерческих банков в 2013 г. может носить только ограниченный характер, а помощь ЕСМ приведет к увеличению уровня госдолга стран-реципиентов.

Данные за третий квартал свидетельствуют о продолжающемся замедлении роста китайской экономики. ВВП КНР в третьем квартале вырос на 7,4%, что дает основание предполагать, что темпы прироста ВВП в 2012 г. могут оказаться ниже 8%. Однако, судя по данным за третий квартал, китайская экономика может избежать дальнейшего торможения экономического роста. Об этом говорят, в частности, данные о росте промышленного производства (см. граф. 3). В сентябре промышленное производство  выросло на 9,2% к сентябрю 2011 года. Это первое заметное повышение годовых темпов прироста с марта нынешнего года. Прирост  инвестиций в сентябре составил 18,9% в годовом выражении, ускорился и  рост оборота розничной торговли – до 13,2% в сентябре к сентябрю 2011 г., наконец, сальдо торгового баланса в январе-сентябре на 36% превышает показатель за аналогичный период 2011 года. В основе такой позитивной динамики – рост объемов кредитования в третьем квартале (на 23,5%  к аналогичному периоду 2011 г.). Если кредитование реального сектора продолжится теми же темпами, то китайская экономика вновь может вернуться к более высоким темпам роста уже  в начале 2013 года.

Александр Апокин  Подготовила к публикации Анастасия Астахова 

top